RSS

Городской портал госуслуг

  • вконтакте
  • facebook

Пресса в образовании: Лучшим проектам по профориентации молодежи вручена премия «Траектория»

Подписаться на новости
19.12.2013
Члены экспертного совета Первого всероссийского конкурса «Траектория» отобрали из девятисот презентаций, присланных со всей страны, лучших в четырнадцати номинациях.В Городском центре профессионального и карьерного развития на Таганской улице были названы победители Первого всероссийского конкурса «Траектория». Это состязание проектов по профориентации молодежи.

В тот день здесь было многолюдно: из самых разных уголков России съехались почти 500 человек — специалисты, которые помогают старшеклассникам выбрать будущую профессию. В фойе царила праздничная суматоха: кто-то фотографировался на фоне баннера с логотипами организаторов, кто-то обменивался контактами для дальнейшего сотрудничества.

Премия вручалась впервые.

Конкурс был организован Федеральным агентством по делам молодежи и проведен при поддержке Министерства образования и науки РФ и Департамента образования города Москвы в 2013 году.

Чтобы определить лучшие проекты, члены экспертного совета премии проделали огромную предварительную работу: изучили 900 заявок-презентаций. Конкурс вызвал настоящий ажиотаж. И это не случайно.

К сожалению, в последние годы в нашей стране возник заметный дисбаланс: учебные заведения выпускают специалистов, которые не востребованы рынком, в то же время экономика испытывает дефицит кадров в совершенно других сферах. В итоге, с одной стороны, растет безработица среди молодежи (в основном — выпускников гуманитарных вузов), с другой — не хватает инженеров и квалифицированных рабочих.

По данным Федерального агентства по делам молодежи, больше половины школьников (54%) выбирают профессию по совету родителей, 14% — по совету друзей, 8% — под воздействием рекламы, 7% — под воздействием случайных факторов.

И только 14% делают осознанный выбор. Кстати, именно так называется одна из номинаций конкурса, собравшая максимальное количество участников. А ведь именно выбор профессии особенно важен для каждого молодого человека — он имеет значимые последствия не только для него самого и его семьи, но и для всей страны.

Но педагогическое сообщество в целом пока не готово помочь в решении этой проблемы, у школьных психологов нет времени для большинства школьников, а главное, нет закрепленных обязанностей такого рода. Качественных современных методик и информационных материалов не хватает. Услуги по самоопределению платные, а у школ нет мотивации системно заниматься профориентацией.

Чтобы помочь ребятам в выборе жизненного пути, Федеральное агентство по делам молодежи приступило к реализации нового направления работы.

Победителями в 14 номинациях конкурса стали участники из Томской, Белгородской, Липецкой и других областей. И даже из Ямало-Ненецкого автономного округа! К сожалению, не все участники смогли приехать на церемонию награждения, ведь транспортные расходы специалистам из глубинки, особенно из сельских школ, не по карману. Но дипломы, призы и сертификаты получат все: их вышлют не только почтой России, но и по Интернету.

В номинации «Технологии» призерами стали москвичи: третье место занял проект, который совместно реализовали Городской центр профессионального и карьерного развития (где, напомним, проходило награждение) и школа ГБОУ СОШ № 1971 в Южном Бутове, а научным руководителем был депутат Московской городской думы Олег Бочаров.

— Суть проекта в том, что старшеклассникам дают возможность пройти по их выбору практику в нескольких учреждениях, на производстве, на предприятиях, — рассказал корреспонденту «Вечерней Москвы» Олег Бочаров. — Цель проекта: помочь ребятам понять, что выбранная ими профессия — это не только «романтика» и «высокая зарплата», но и ежедневный рутинный труд. Например, поступление в юридический вуз — не гарантия карьеры адвоката Генри Резника, а порой — постоянная кропотливая работа с документами.

Награды победителям вручали депутаты Государственной думы, представители министерств и ведомств, профессора и директора различных центров и предприятий. До самого конца сохранялась интрига: участники конкурса не знали, кто же стал победителем, так как итоги были подведены фактически накануне вечером. В паузах между вручениями призов на сцене выступали молодые певцы, танцоры, воздушные гимнасты и даже команда КВН.

— Помочь молодежи правильно выбрать профессию — задача актуальная, — сказал Марат Бариев, первый заместитель председателя комитета Государственной думы по физической культуре, спорту и делам молодежи, вручая сертификат победителям в номинации «Молодая команда». — К сожалению, в 90-е годы на государственном уровне этому внимания не уделяли, было мнение, что рынок сам все поставит на свои места. Но этого не произошло. В итоге в некоторых сферах народного хозяйства не хватает специалистов, а в других сферах наблюдается безработица. Сейчас к этим проблемам повернулись лицом.

По словам руководителя Федерального агентства по делам молодежи Сергея Белоконева, вручение премий победителям — не самоцель, главная задача конкурса — обобщить и распространить опыт лучших специалистов по профориентации, а также привлечь внимание общественности к проблеме дисбаланса в сфере занятости. Уже вскоре будет выпущен каталог лучших проектов по профориентации, а также его электронная версия.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Светлана Нечаева, директор Департамента занятости населения министерства труда и социальной защиты РФ:


— Задача специалистов — сориентировать молодежь на те профессии, которые отвечают потребностям рынка труда. Могу сказать, что сегодня наблюдается большой спрос на инженерные специальности и квалифицированных рабочих. А еще наши наблюдения показывают: молодежь далеко не всегда выбирает для сдачи единого государственного экзамена те предметы в школе, которые им потом в действительности понадобятся для работы по выбранной специальности.

Елена Качкина, руководитель направления «Профориентация» Росмолодежи:

— Выбор профессии начинается с оценки молодым человеком своих способностей и возможностей, это отправная точка. Окончание на этом пути — трудоустройство. Чтобы помочь ребятам пройти этот путь, регулярно проводятся тестирования, диагностика, мастер-классы, стажировки. Последний этап: как молодой человек, уже получивший профессию, сможет трудоустроиться, через какие механизмы. По итогам проведения конкурса будет издан каталог лучших проектов.

Светлана Волкова, начальник отдела молодежной политики Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки РФ:

— То, что Росмолодежь занялась этой проблемой, соответствует вызовам времени. Для многих родителей сегодня получение их ребенком высшего образования становится самоцелью. Но диплом не гарантирует дальнейшего успешного трудоустройства и высоких зарплат. Наоборот, высококвалифицированные рабочие в наше время зарабатывают в разы больше, чем иные выпускники высших учебных заведений. Нужно переломить тенденцию, когда выпускники школ поступают в вузы только по требованию родителей, только ради получения диплома. Сегодня перед нашим министерством стоит задача направить вектор развития в сторону профессионального образования.

Сергей Косенчук, первый заместитель генерального директора телевизионного канала «Просвещение»:

— Есть мнение, будто сегодняшняя молодежь несерьезно относится к выбору профессии, ошибочно ориентируется на ценности общества потребления. Но здесь, видимо, важен срез — где проводятся такие соцопросы? Насколько я знаю, многие подростки серьезно думают над этим, хотят стать изобретателями и инженерами, иметь дело с техникой. Уверен, что «Траектория», которая станет теперь ежегодной, поможет сделать так, чтобы таких сознательных детей стало больше.

Выбор каждого ученика влияет на экономику города

Партнеры-единомышленники — Городской центр профессионального и карьерного развития и средняя школа № 1971 Южного Бутова — стали лауреатами премии «Траектория» Федерального агентства по делам молодежи в номинации «Технологии» за проект «Успей стать успешным».

…Средняя школа № 1971, как считают специалисты, оказалась очень удачной инновационной площадкой, на которой работают ученики не только этого общеобразовательного учреждения, но и соседних, находящихся на территории Южного и Юго-Западного административных округов столицы. А инициатором и руководителем проекта, который реализуется здесь с 2010 года, выступает депутат Московской городской думы Олег Бочаров.

— Мы начинаем работать со школьниками 10-го класса, потому что они более свободны и пока не выбрали, по каким предметам будут сдавать ЕГЭ, — рассказывает директор по развитию и инновационной деятельности ГБУ «Центр профессионального и карьерного развития» Анастасия Ларионова. — Студенты-наставники из колледжей, а мы их называем HR-наставниками, приходят к школьникам и рассказывают о ситуации на современном рынке труда, проводят специальные обучающие игры, тренинги. Когда школьник сориентировался в выборе профессии, ему дают возможность попробовать выбранную специальность — пройти двух-трехнедельную практику на предприятиях, где можно увидеть профессию по-настоящему.

…Так кем же мечтают стать московские школьники? В рамках проекта «Успей стать успешным» было проведено исследование, в котором приняли участие почти 3000 учеников десятых классов из нескольких округов Москвы.

Приоритетной сферой деятельности ребята чаще всего называли экономику (бухгалтеры, экономисты). На втором месте оказалась медицина. К сожалению, многие тинейджеры пока не определились с выбором. А вот запросы сегодняшнего рынка труда заметно отличаются от пожеланий старшеклассников. Лишь в медицине можно найти вакансии. В остальных сферах деятельности это значительно сложнее: на одну вакансию там претендуют 10 и более человек. При этом треть вакансий города вообще относится к сферам, даже не упомянутым школьниками.

— Сейчас больше половины выпускников вузов недовольны своим выбором, — считает Анастасия Ларионова. — Они работают не по «своей» специальности. А ведь каждый руководитель и экономика страны в целом заинтересованы в том, чтобы выбор профессии был осознанным, чтобы студенты стали профессионалами, которые любят свое дело.

— Проект Городского центра профессионального и карьерного развития и средней школы № 1971 Южного Бутова интересен своей практической направленностью, а Москва всегда открыта всему новому, — сказала заведующая сектором социализации учащихся Департамента образования города Дина Горбатова, вручая дипломы победителям проекта.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Михаил Бубнов, и.о. директора УМЦ профессионального образования Департамента образования Москвы:


— Профориентация должна начинаться с первого класса и быть непрерывной. В начальной школе нужно знакомить детей с миром профессий. Уже начиная с пятого класса ученики могут участвовать в мастер-классах на базе колледжей, изучать детали деятельности по разным профессиям. Для этого мы предлагаем школьникам участвовать в конкурсе «Умные руки столицы». Его цель — повысить престиж квалифицированных рабочих со средним профессиональным образованием.

Занялся балетом, чтобы вместе с друзьями смотреть кино

Гедиминас Таранда, артист балета, балетмейстер, заслуженный деятель искусств России:

— Гедиминас Таранда — всемирно известный российский артист балета, балетмейстер, заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель «Имперского русского балета», солист Большого театра.

— Почему пошел в балет? О, я это отлично помню, — говорит артист. — Я ведь из семьи военного. Папа «преподавал» мне жесткий порядок, дисциплину, любовь к спорту.

Я стал заниматься борьбой, привык к постоянным тренировкам, большим нагрузкам.

Но, понимаете, меня грызла зависть: мои друзья, ходившие в балетный кружок, имели возможность бесплатно смотреть кино. Как же я мог не поддаться подобному искушению? Имелся и другой стимул: симпатичные барышни. Слушайте, в балете такие красивые девушки, и с ними постоянно проводишь время. Это, я скажу, дорогого стоит.

Моя мама работала в Воронежском театре оперы и балета. Я, конечно, пересмотрел все спектакли. Вот и поступил сначала в Воронежское, через два года — в Московское хореографическое училище.

В Большой театр попал по распределению. Помню ли дебютный спектакль? Это же второе рождение — как можно забыть. Первым спектаклем, который я станцевал на сцене Большого театра, был «Дон Кихот», партия Эспады.

Как же я нервничал! Вдруг слышу: «Таранда, на сцену».

Рванул и тотчас заметил: забыл снять вязаные чулки, которые мы надеваем, чтобы мышцы не охладились. Костюмер помог — разрезал их прямо на ногах, но я опоздал на 16 тактов, споткнулся. На сцену, пардон, выехал на пятой точке. Катастрофа.

Через несколько дней я снова танцевал в «Дон Кихоте», Тореадора. Весь кордебалет собрался смотреть, как я буду на сцену «выезжать».

Потом было тринадцать счастливых лет в Большом.

Да, нужно приготовиться к очень серьезной работе — каждодневному, рутинному труду. По шесть-восемь часов, и без халтуры. Но я же привык к тренировкам в спорте.

Однако балет — вы поймите, это сказка. Ты все время находишься в творческом процессе — это такое сладкое чувство. Травмы? Конечно! Неудачи? А как же! Ну и что? Но бросить балет невозможно.

Балет — это музыка тела, его архитектура, живопись. Это профессия с большой буквы.

В 1994 году был создан «Имперский русский балет». Идея его создания принадлежит великой Майе Плисецкой. Какой же это титанический труд, скажу я вам. И какая радость творчества, поисков. Успехов.

Известность? Если танцовщик, балетмейстер достиг такого уровня, что его имя тиражируется, а лицо становится узнаваемым, ничего плохого в этом нет. Но не это главное для нас, поверьте. Мы можем творить всегда и везде. Вот это и есть основа.
Пресса в образовании

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати

Комментарии пользователей:
Написать комментарий
*
Неверно заполненное поле
*
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio