RSS

Городской портал госуслуг

  • вконтакте
  • facebook

Вечерняя Москва: Будут востребованы IT-специалисты и рабочие высокой квалификации

Подписаться на новости
08.02.2015


На первом плане — абитуриентки Надежда Гнеушева (слева) и Светлана Краснова (справа) из Московской области. Девушки подают документы в приемную комиссию факультета журналистики МГУ им. Ломоносова
Фото: Анна Иванцова

Мы представляем тематическую рубрику «Кем быть», посвященную выбору будущей профессии. Ведь все мы учимся не только для того, чтобы стать умнее. Мы еще и готовимся к будущей профессии. Как утверждают эксперты в области образования, чем раньше определишься с ее выбором, тем интереснее будет учиться. А чем раньше начнешь получать навыки будущего ремесла, тем больше шансов в нем преуспеть. Как не ошибиться в выборе профессии — советы профессионалов.

Как выбрать будущую профессию? Реально ли это сделать в 10–11-х классах? Мы беседуем с Мариной Марченко, директором по развитию и инновационной деятельности Московского городского центра профессионального и карьерного развития.

Оказывается, большинство московских старшеклассников пока не очень понимают, чем им заниматься.

- Марина Осьевна, даже за месяц до поступления в вуз я понятия не имел, что буду учиться на журналиста. Нынешние школьники, наверное, строят карьеру с 1-го класса!

- Вовсе нет. Если брать десятиклассников, то лишь 10 процентов из них представляют, кем хотят быть.

- И как же им теперь быть? Кто поможет?

- Существует бесплатная независимая интернет-платформа Фонда интеллектуальных инвестиций — fondii.ru — «Интеллектуальные кабинеты школьников», которая дает возможность каждому ученику открыть свой личный кабинет. Зарегистрировавшись, он может пройти анкетирование и выбрать три профессии, наиболее соответствующие его склонностям. Кабинеты уже открыли 21 800 человек. Но это только начало.

- Кем хотят быть московские школьники?

- Самая востребованная профессия — управленец, причем в государственной службе. Хотя, повторю, выбирают сразу три специальности. Поэтому сказать, что чиновниками хотят быть все или даже половина десятиклассников, нельзя. По окончании 10-го класса, после прохождения всех практик, взаимодействия с вузами, колледжами, работодателями, ребята должны нажать кнопочку и выбрать какую-то одну профессию.

- А где гарантия, что выбранная школьниками специальность будет востребована через 5–7 лет, когда они вуз окончат?

- Мы смотрим в будущее и помогаем школьникам советом. Думаю, что через 5–7 лет будут нужны специалисты в области системной инженерии: физика и IT-технологии, химия и IT, биология и IT, медицина и IT. А вообще будут востребованы не столько узкие специальности, сколько компетенции. Прежде всего умение работать в команде, находить быстрые решения, владеть информационными технологиями. А еще — уметь создавать проекты.

- А что такое проекты? Мы, например, в школе писали рефераты.

- Проект — это не реферат! Это путь от идеи к конечному продукту или услуге. Реферат — чисто исследовательская деятельность, которая учит работе с научными источниками, информацией. А проект — умение найти незанятую нишу на рынке и создать продукт или услугу, которые эту нишу займут. И для реализации проекта, разумеется, нужно уметь работать в команде и не тянуть одеяло на себя.



- Хорошо, но как совместить учебу в школе и выбор работы?

- В первую очередь нужно изменить саму систему обучения, сделать ее более практикоориентированной. Мы разрабатываем проект совместно с Роснано, Ростехнологиями, Росатомом и другими структурами. Собираем детей, которые выбрали профессию, например, инженера, и проводим для них олимпиады, формируем группы и привозим их в нанопарки, технополисы, нанограды: Троицк, Зеленоград, Дубна. Мы хотим приблизить ребят к практической деятельности. К этой работе подключаем вузы: МФТИ, МИФИ, МИСИС. Будут совместные занятия, семинары, практикумы.

- Как могут помочь школа и родители?

- Одна из наших задач — изменить мышление родителей. Вспомните, в Советском Союзе слово «инженер» звучало гордо. Потом, в 1990-е, когда производства массово закрывались, профессия потеряла высоту. Теперь производство возродилось, и мы должны донести до людей, что приобретение компетенции рационализатора, создателя нового — это очень важно, потому что востребовано.

- И как же вы собираетесь эту мысль доносить?

- Мы приходим на родительские собрания в школах и создаем группы родителей, заинтересованных в том, чтобы их дети выбрали нужную профессию. Рассказываем о том, что делаем, и убеждаем их приводить к нам ребят. Конечно, профессионально ориентировать школьников может и педагог. Но, я уверена, только на профессию педагога! А еще мы договорились с ГБУ «Малый бизнес» о том, что родителей и детей будут вместе обучать основам бизнеса по программе «Семья».

- Ну не всем же работать в бизнесе…

- Согласна. Поэтому более 200 московских предприятий открыли ребятам свои двери. Конечно, есть обычные экскурсии. Но есть и целые программы, когда ребят буквально погружают в различные профессии. Например, программа «Заводы детям». Ребят приглашают, скажем, на завод «Сапфир» или в компанию «Сухой», где производят самолеты, рассказывают, чем занимается специалист той или иной профессии и где ее можно получить. Школьникам демонстрируют примеры карьерного роста, востребованность профессии на рынке. Кстати, мы не возим старшеклассников на заводы целыми классами. Создаются меж школьные группы из ребят, которые сами проявили интерес.

С нами сотрудничают примерно 550 школ столицы. Кстати, с Новой Москвой мы тоже работаем. В Троицке будет создаваться интереснейший научный кластер, где с нашей помощью будут практиковаться школьники.

- Многие ученики и их родители уверены, что большие деньги могут зарабатывать только белые воротнички. Дескать, офисный планктон всегда богаче людей рабочих профессий.

- Сейчас уже не так! Например, в Троицке все экспериментальные предприятия и НИИ нуждаются в высококвалифицированных сварщиках. Так что рабочая специальность может обеспечить прекрасный доход хорошему профессионалу.

ИТОГИ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КАБИНЕТАХ ШКОЛЬНИКОВ. 2014–2015 УЧЕБНЫЙ ГОД



СЛЕДУЙ СЕРДЦУ СВОЕМУ И ИЗУЧАЙ ПРОГНОЗЫ

За советом мы обратились к детскому психологу, сотруднику окружного центра психолого-медико-социального сопровождения Департамента образования Москвы Людмиле Акованцевой.



— Во многих школах есть педагоги-психологи. Они проводят тестирования, которые помогут подростку определиться с будущей профессией. Но если такого педагога в школе нет, я бы советовала самостоятельно проанализировать свои интересы и успеваемость по разным предметам. Как правило, это взаимозависимые вещи. Я всегда задаю ребенку вопрос: а чем бы ты хотел заниматься? Не где работать, не сколько зарабатывать, а что в жизни делать.

Дети сразу начинают фантазировать. А помечтав — оценивают: есть ли у тебя возможность стать тем, кем хочешь? Например, ты видишь себя преуспевающим банкиром. Но математических способностей не имеешь и математику не любишь. Значит, этот вариант отпадает. А если, скажем, ты любишь литературу и историю, хорошо пишешь сочинения и хочешь быть журналистом, то шансов добиться успеха значительно больше. Зайдите на специализированные сайты. Например, учеба.ру.

Там подросток может задать интересующие его параметры и получить список приемлемых для него специальностей и учебных заведений, где эти профессии можно получить. Советую обратиться и к справочникам по профессиям. Там указаны личностные и профильные характеристики, которыми должен обладать представитель той или иной профессии.

Можно оценить: подходит ли вам специальность? Подходите ли вы ей? Часто родители просто хотят «пристроить» ребенка в какой-то вуз. Но в результате ребенку неинтересно в этом вузе учиться.

Да, он может даже получить хороший диплом, но вряд ли пойдет работать по профессии. Еще важный момент. Нужно иметь представление о том, какие профессии будут востребованы через 5–10 лет. Эту информацию можно найти в интернете. Конъюнктуру рынка вам придется совместить со своими наклонностями и желаниями. Иначе велик шанс получить нужную, востребованную, но нелюбимую профессию, поэтому преуспеть в ней будет трудно.

Ходите в вузы и колледжи на дни открытых дверей, посетите ежегодную выставку «Образование и карьера». В этом году она пройдет в Гостином Дворе с 26 по 28 февраля. Вы пообщаетесь со студентами вузов, посмотрите перечень предлагаемых специальностей. И выберете то, что нужно именно вам.

ПОНЯТЬ, ЧЕМ ПАХНУТ РЕМЕСЛА!

Наталья Ожерельева, заместитель начальника отдела по работе с учебными заведениями компании «Сухой»:


- Мы как работодатели очень заинтересованы в работе со старшеклассниками. Ведь это наши будущие сотрудники! Мы уже 11 лет работаем со школами. За это время окончили вуз и пришли к нам работать около 40 молодых людей. Сначала для ребят, желающих работать в нашей корпорации, проводится олимпиада. На площадке МАИ проверяются их знания по математике, физике, русскому языку. Те, кто прошел первый этап олимпиады, пишут и защищают проект.

Те, кто прошел и этот этап, потом, как правило, успешно поступают в МАИ. Они учатся в вузе шесть лет и все это время минимум раз в неделю приезжают в «Сухой» работать. Конечно же, их труд оплачивается. После окончания института лучшие из них, разумеется, принимаются на работу и успешно делают карьеру в нашей компании. По похожей схеме с московскими школьниками работают Renauilt , BMW, завод «Микрон» и многие другие компании.

Людмила Оржеховская, менеджер по кадровым проектам BMW GROUP:

- Для школьников и студентов мы регулярно проводим семинары, рассказывая не столько о нашей компании, сколько об автомобильном бизнесе в целом. Причем в основном не о работе в офисе, а о профессиях арматурщика, механика, электрика: чем они занимаются, какие карьерные перспективы имеют. Конечно, во время первых занятий школьников больше интересуют более статусные профессии. Но постепенно просыпается интерес и к рабочим специальностям. Ведь они всегда более востребованы, чем «офисные».

Павел Тютюшкин, хирург-онколог Московского клинического научного центра:

- Когда я сам учился в средней школе, то имел очень расплывчатое представление о работе врача, как, собственно, и большинство нынешних подростков. Вот я сейчас и объясняю на встречах со старшеклассниками, которые регулярно проводятся в нашем центре, чем врач реально занимается. При этом я не агитирую идти в профессию: мол, это сплошной праздник. Скорее наоборот — рассказываю, какая у нас сложная, не самая доходная, но очень и очень нужная всем людям профессия.

ГОРОД - СТАРШЕКЛАССНИКАМ

■ Профессиональная среда


В рамках этого проекта школьники и родители приглашаются в колледжи Москвы, где проводятся мастер-классы, встречи с представителями профессий и другими гостями, выставки, просмотр тематических фильмов, свободное общение и т.д. На каждой «Среде» учащиеся школ могут попробовать изготовить разнообразные изделия на современном оборудовании, которыми оснащены колледжи. Ближайшие профессиональные среды проводятся 14 и 28 февраля, 21 марта, 11 и 25 апреля.

Университетские субботы

Это лекции, семинары и мастер-классы, экскурсии, которые проходят не только по субботам, но и в будние дни. Мероприятия проходят на базе ведущих вузов города Москвы, музеев, историко-культурных комплексов. Вы сможете узнать строение атома и посетить творческие встречи с писателями, побеседовать о Вселенной, посетить музеи и прикоснуться к тайнам палеонтологии.

Ближайшие университетсткие субботы — 13, 14, 20, 21, 25 и 28 февраля.

Заводы детям

В рамках проекта организуются и проводятся образовательные экскурсии для школьников на ведущие промышленные предприятия Москвы. Цель — показать, чем живут московские предприятия и популяризировать рабочие профессии.

Дни профориентации

Это возможность «познакомиться» с будущей профессией, пройти профориентационные тесты, участвовать в мастер-классах, увидеть своих будущих педагогов и многое другое.

Вечерняя Москва

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати

Комментарии пользователей:
Написать комментарий
*
Неверно заполненное поле
*
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio