RSS

Городской портал госуслуг

  • вконтакте
  • facebook

«Москва глазами инженера», или экскурсия не выходя из дома

Подписаться на новости
10:28 19.02.2016

Автор образовательного проекта «Москва глазами инженера» Айрат Багаутдинов, говорит сам о себе так: «я инженер-строитель по образованию и историк и преподаватель по зову души». Именно поэтому он решил взглянуть на город глазами не просто историка, краеведа и искусствоведа, а именно инженера. И поделиться увиденным с детьми и взрослыми.

Кто вы по образованию?

Я родился в Казани, учился там на инженера-строителя. Выбор был подсказан родителями, потому что – как часто это бывает – папа заканчивал тот же факультет, что и я. Мама экономист, проработала в строительной сфере всю жизнь.


Почему вас потянуло к истории и архитектуре?

Когда учился на старших курсах, то понял, что мне интересны две вещи: работа с людьми и история. А где есть устная работа, там и текст. Поэтому факт того, что я когда-то писал стихи, прозу очень мне пригодился.


Расскажите подробнее о проекте «Москва глазами инженера».

Когда я приехал в Москву и стал здесь уделять внимание экскурсионному бизнесу, то хотелось занять какую-то свою нишу. Потом связал воедино факты, что: я получил строительное образование, мне интересна техника, история тоже по душе. Таким образом оказалось возможным совместить историю Москвы и строительство. Родился проект, идеей которого была популяризация русской инженерии. «Москва глазами инженера» начинался как лекторий. Два года назад местами проведения лекций стали книжные магазины столицы. Темой стала история московской инженерии, начиная с древних веков.

Сложно было начинать?


Начинать было не очень сложно, потому что у меня перед этим был другой экскурсионный проект «Moscow free tour». Я уже представлял себе, что такое экскурсии и что такое маркетинг, а в новом проекте решил поменять концепцию. Ведь важно понимать и разницу аудиторий – одно дело продвигать базу экскурсий для иностранцев, а другое – для москвичей. Да ещё и в другом формате! Тут очень специфические экскурсии, иностранным туристам сложно их воспринимать.

То есть «Москва глазами инженера» только для москвичей?

Исключительно для москвичей. Мы не упускаем возможности работы с иногородними русскими туристами – подумываем сделать экскурсии на английском языке по дому Наркомфина.

Каналы вещания Вашего проекта обширны – это и сайт, и страницы ВКонтакте, Facebook , Twitter, Instagram, и канал на YouTube. Для чего они созданы?

Чтобы привлечь людей на лектории, я стал разрабатывать паблики в сетях Facebook и ВКонтакте, они вышли блогами по истории инженерии. Через некоторое время я разработал наш нынешний сайт, в котором уже полноценно можно размешать большие статьи.
Эти статьи всегда были возможностью глубже исследовать вопрос. Потому что формат экскурсии достаточно поверхностный, а потом ты ставишь себе задачу взять какой-то один её аспект и раскрыть его в виде статьи – тогда начинается работа другая. Блог помогает развиваться и человеку как исследователю, и проекту с коммерческой точки зрения.

Как составляются экскурсионные маршруты, на основе чего?

Разработка экскурсионного маршрута похожа на написание статьи: сначала ты ищешь материал. Источниками являются собственные знания и книги по архитектуре 20-х — 30-х годов. Потом ты открываешь карту Москвы, расставляешь точки, соединяя их – получаешь маршрут. Мы сейчас разрабатываем маршрут «Москва, которой не было», рассказывающий о нереализованных проектах.

Экскурсии проводятся только в теплые сезоны?

Не обязательно, у нас ведь разные форматы. Зимой мы переключаемся на формат автобусных экскурсий, и экскурсий внутри помещений, а летом переходим на формат пешеходных и теплоходных.

Раз проект так хорошо развивается в Москве, была ли идея расшириться, например, создать «Липецк глазами инженера»?

Да, конечно, первым делом хотим обратить внимание на такие города как Санкт-Петербург и Казань. Но пока всё упирается в нехватку человеческого ресурса – мы расширяем команду. На данный момент шесть человек занимаются администрированием, и примерно столько же человек занимаются экскурсиями. А если учитывать ещё и ведущих – то в команде насчитывается человек пятнадцать. Ищем людей не только в Москве, но и в Питере, и в Казани.

Инфографика сейчас везде в фаворе, вы думали как-то сделать на этом акцент?

Делать собственную инфографику для нашего проекта, рассказывающую о московских памятниках – это моя мечта, но пока не хватает времени.

О чём ещё мечтаете в рамках проекта?

Одна из моих заветных мечт – это сделать образовательный курс, посвящённый истории строительной техники. Возможно, удобнее его будет сделать онлайн – любой занятой человек сможет его посмотреть, находясь на работе или в университете. Мы занимаемся дополнительным образованием, погружаем в исторический контекст, понимание своего места в истории.
Ни для кого не секрет, что новое – это хорошо забытое старое, что история спиралевидна. Мы часто возвращаемся к тем решениям, которые были когда-то, но выполняем их качественно на более высоком уровне. И поэтому тот, кто знает прошлое – тот знает и будущее. Практикующий инженер из истории архитектуры своего города может черпать вдохновение для реализации личного проекта. А архитекторам мы даём понимание того, для чего им необходимо изучать инженерную специальность. Это очень полезные для них знания, просто их нужно подать под другим соусом.


В чем принципиальное отличие советской инженерной школы от сегодняшней?


Характерной и замечательной чертой советской школы строительной инженерии всегда была её открытость и большая нацеленность на ретрансляцию, а не на сугубо сохранение знаний. Моё глубокое убеждение: взлёт советской инженерной школы как на рубеже XIX-XX века, так и в советские годы во многом связан как раз с тем, что вектор нашей школы всегда был нацелен на просвещение и образование, а не на заработок.

А теперь несколько животрепещущих технических вопросов. Когда прописывается полный жизненный цикл здания, учитывается ли сразу модернизация или снос? Или это решается по ситуации?

Не то что жизненный цикл, есть нормативы по срокам службы – у каждого здания они разные, но есть и нормативы по тому, как часто должен проводиться текущий ремонт, капитальный ремонт. Ещё есть определённый инженерные меры по реконструкции зданий, которые могут сохранять здание довольно долго. То есть во время ремонта смотрят на сохранность здания, нужно ли его модернизировать.


Как сейчас относятся к инженерной профессии в обществе?

Если сравнивать профессии архитектора и инженера, то первая всегда считалась элитарной, а представители второй до сих пор остаются в тени. Мы работаем на повышение лояльности к инженерной профессии, повышения престижа этой специальности. Нам интересно формировать в людях в людях понимание этой профессии как какого-то творческого процесса.


Книги, которые учат, вдохновляют, мотивируют:


Н.И. Фальковский «Москва в истории техники» (1950)

К этой теме – истории техники – очень редко обращаются учёные. Читать про то, как развивалось в Москве строительство, промышленная сфера, городское хозяйство, транспорт – это увлекательно!


Дж. Гордон «Конструкции, или почему не ломаются вещи» (1980)

Меня всегда радуют попытки людей из научной отрасли доступно изложить всё, что они знают. В простой форме объяснил принципы теоретической и строительной механики. Книга в модном жанре «non-fiction».

С.О. Хан-Магомедов «Архитектура советского авангарда» (1996)


Одна из самых главных тем, которую мы разрабатываем в рамках нашего проекта – это тема архитектуры советского авангарда. В эпоху 20-х – 30-х годов у авангарда как направления был какой-то катаклизм умов, случилась интеллектуальная аномалия, потому что в нашей стране действительно очень быстро развилось большое количество выдающихся мастеров архитектуры, они создали колоссальное количество шедевров. И что самое главное – придумали идеи, многие из которых не были реализованы, поэтому из этой эпохи как из рога изобилия можно брать много проектов. И чтобы лучше с этой эпохой познакомиться – посоветую лучшую книгу по этой теме на сегодняшний день.

Е.М. Шухова «Владимир Григорьевич Шухов. Первый инженер России» (2003)

Проект начался с Владимира Григорьевича Шухова, его фигура производит огромное впечатление на меня – это не только талантливый инженер, но и человек, который умел себя очень грамотно построить и организовать как личность. Книгу написала его правнучка, между прочим!

К.С. Мельников «Архитектура моей жизни» (1985)

«К этой книжке часто обращаюсь, потому что архитектора этого очень люблю. Маленькая книжка, его автобиография. Тоже про авангард, даёт много вдохновения и пищи для размышления».


http://nauka.me/2016/02/8795

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати

Комментарии пользователей:
Написать комментарий
*
Неверно заполненное поле
*
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio