RSS

Городской портал госуслуг

  • вконтакте
  • facebook

«Искусство речи – путь к вашему успеху»

Подписаться на новости
18:01 17.03.2016
bYFoC_t-xT0.jpg
Неважно, что ты говоришь, важно, как ты это делаешь! В мире смс и e-mail-переписок русская речь все больше и больше становится «плоской», однообразной, скучной и будничной. Если вы хотите стать харизматичной личностью и за пять минут покорять большие аудитории, тогда это интервью – для вас. Нам удалось пообщаться с настоящим властелином «слова» – Александром Рандэльфом. 

- Что означает понятие «говорить красиво»? Можно ли научиться говорить красиво? 

- Во-первых, это значит говорить правильно, грамотно, то есть в соответствии с правилами русского языка, соблюдая склонения, спряжения, ударения. Во-вторых, лексически богато, задействуя широкий диапазон слов. Словарь Пушкина включал свыше двадцати тысяч слов. Многие современные люди обходятся набором меньше, чем в тысячу. В-третьих, красивая речь – образная речь: метафоры, переносные значения – всё это придаёт языку выразительность, вкус. В-четвёртых, красиво говорить – это говорить выразительно в аудиальном плане: уверенным, сильным голосом, со смысловыми паузами, ударениями, без слов-паразитов. Наконец, в-пятых, визуально оформлено: жесты, поза, зрительный контакт помогают восприятию наших слов. Сегодня молодёжь часто использует разные сленговые словечки, из-за которых людям старшего возраста даже не всегда понятен смысл сказанного. Быть может, для того и придуман молодёжный сленг? Уверен, что ребятам, использующим такие слова, эти жаргонизмы, определённо, нравятся. 

- Почему так важно освоить ораторское мастерство? Где оно может пригодиться?

- Везде. Но не каждому. Если человек не ставит в своей жизни больших, интересных целей, то ему вряд ли что-то нужно и уж тем более – ораторское мастерство. Кстати, сегодня мы делим нашу область на ораторское искусство и риторику. Риторику больше ассоциируют с содержанием: с вербальным наполнением речи. А ораторское искусство – с формой: с подачей наших слов. Так вот развивающемуся человеку и риторика, и ораторское искусство всегда помогут. Кто-то мудро заметил, что семья, дети требуют от родителей развитых предпринимательских способностей (я говорю сейчас не о материальном обеспечении, а об умении поддерживать партнёрские отношения). Могу добавить к этому, что предпринимательские способности неполноценны без владения ораторским мастерством, которое требуется от нас и чтобы сказку своим детям рассказать, и чтобы на перспективную работу устроиться, и чтобы вообще в жизни преуспеть. Как основной рабочий инструмент, риторику и ораторское искусство используют учителя, лекторы, экскурсоводы, ведущие тренингов, психологи, адвокаты, менеджеры, продавцы, бизнесмены, руководители, политики… 

- Какие навыки помогает развить ораторское мастерство?

- Я бы уточнил вопрос: какие навыки нужно развить, чтобы человек мог считаться владеющим ораторским мастерством? Важно развивать голос и дикцию, отработать навыки поведения на публике: уверенность, речевую энергетику, позу, жестикуляцию, зрительный контакт. Важно также научиться использовать речевые формы, фигуры риторики, образные приёмы языка, овладеть основами убеждения, мотивации слушателей, постичь базовые правила формальной логики. 

- Какие упражнения помогают развить нашу речь? Как часто их нужно выполнять?

- Для тренировки дыхания и голоса могу порекомендовать замечательный метод – дыхательную гимнастику А. Н. Стрельниковой. В нашей стране её успешно продвигает в мир творческий наследник Александры Николаевны Стрельниковой – Михаил Щетинин. К его семинарам и книгам я охотно отправляю пытливые умы искателей ораторских сокровищ. Для тренировки артикуляции советую читать любые тексты и скороговорки с пробкой от винной бутылки и с карандашом в зубах попеременно, минут по десять-пятнадцать в день. Для умения свободно говорить на публике, сохранять мысль, плавность речи, я рекомендую развивать навыки речевой импровизации. Для этого нужно открыть любую книжку, выбрать первое попавшееся имя существительное и побеседовать на эту тему от трёх до пяти минут. Как только это время пройдёт – продолжая говорить, выхватить новое слово, вплести его в контекст предыдущего, и теперь уже поговорить три-пять минут на тему этого нового слова. Так следует поступать с четырьмя-пятью словами. После этого тренировку можно считать завершённой. Но лишь до завтра.

- Есть ли какие-то скороговорки, стихотворения, которые Вы особо рекомендовали бы нашим читателям, нашим подрастающим будущим специалистам? 

- Очень хорошо подходит для речевой тренировки стихотворение В. Брюсова «В бурю»: 
«Перекидываемые, опрокидываемые 
Разозлились, разбесились белоусые угри. 
Вниз отбрасываемые, кверху вскидываемые, 
Расплетались и сплетались от зари и до зари…»
Само по себе это стихотворение – уже скороговорка. Для тренировки дыхания рекомендовал бы на одном выдохе произносить длинные строфы из «Дома, который построил Джек». Среди скороговорок хочется особенно отметить так называемые «лигурии» – длинные скороговорки, собранные из многих небольших. «В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, а потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да не дорапортовал дорапортовывал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе…» И так далее. 

- Опишите образ оратора. 

- Уверенный, компетентный в своей теме, доброжелательный, не голословный – говорящий аргументированно, умеющий доказать свою точку зрения, эмоционально включённый в процесс общения, подающий тему с интересной для слушателей стороны, эмпатичный, то есть умеющий почувствовать, что у других на душе, хороший мотиватор, с чувством юмора, говорящий по существу дела – не болтун, в некотором смысле философ – человек с собственным видением жизни, и конечно же – увлечённый своим делом по-настоящему. Достаточно?

- Как подготовить ораторское выступление? Какой должна быть речь?

- Всё зависит от цели. Намерены повеселить аудиторию? Тогда стоит приготовить много забавных, увлекательных историй! Нужно проинформировать слушателей? Запасайтесь любопытными сведениями, обрастайте информацией. Предстоит произнести похвально-благодарственную речь? Ищите, за что будете хвалить и благодарить человека, коллектив, организацию. Требуется убедить? Выявляйте проблематику, побуждающую искать решение, и собирайте убедительные аргументы, которые будут эффективно подкреплять предложенное вами решение. Однако чаще всего приходится комбинировать подходы.

- Как правильно организовать свое выступление, чтобы донести смысл до слушателя?

- Речь всегда состоит из трёх основных разделов: вступления, основной части и заключения. Вступление вводит нас в тему. Основная часть излагает содержание темы. Заключительный раздел обобщает, подводит итоги. Очень обобщённо, но всё же это именно так. Сократ в своё время сказал, примерно, следующее: если хочешь, чтобы тебя поняли, вначале скажи о том, о чём будешь рассказывать, затем изложи то, что собираешься рассказать, и, наконец, сообщи о том, о чём только что говорил. Данный принцип содержит тройное повторение сказанного и позволяет создать в голове у слушателя прочный информационный каркас.

- Какие существуют ораторские приемы?

- Море. Всех не перечислить даже в большой книге. Выделю несколько наиболее важных на первом этапе освоения ораторского искусства. 1. Активность. Рассказывая о чём-то со сцены нужно говорить активнее, чем вы привыкли говорить в жизни. Михаил Чехов заметил когда-то, что человек на сцене, ведущий себя как в жизни, выглядит подобно памятнику в натуральную величину, поставленному на огромный постамент. Актёры говорят: «Сцена – увеличительное стекло». Это, пожалуй, самое важное условие. 2. Наклон к залу. Вектор взаимодействия со слушателями должен быть направлен к ним, а не от них. Так языком тела оратор сообщает, что ему интересно, что он находится на одной волне с публикой, будь то целый зал или группа ваших коллег либо клиентов. 3. Зрительный контакт. Поочерёдное перемещение взгляда на каждого слушателя. Чтобы не образовывалось так называемых «мёртвых зон»: обделённых ораторским вниманием скучающих людей. 4. Жестикуляция. Минимум пятьдесят-шестьдесят процентов речи нужно подкреплять жестами: коммуникативными (естественное движение рук) и говорящими (обрисовывающими мысль). 5. Вопросы. Хорошо, когда оратор владеет техникой вопросов. Задавая вопросы публике, побуждая зал к диалогу, мы ломаем лёд отстранённости между оратором и его аудиторией, превращая оратора из «говорящей головы» в Лидера, открытого к общению, к взаимодействию с людьми.

- Как правильно говорить? Какие есть слова, выражения, которые ни в коем случае нельзя употреблять в своей речи, а какие, наоборот, стоит?

- Слова-паразиты, о которых я уже упоминал, засоряют речь вербальным мусором и мешают пониманию смысла ваших слов. Если как бы говорящий длительное как бы время как бы употребляет помимо как бы других слов ещё и как бы слово-паразит, то как бы у слушателей складывается как бы впечатление, что как бы в речи оратора только как бы и звучит одно как бы слово «как бы». Один мой студент умудрялся в двухминутной речи раз двадцать пять употребить слово «вот». Пришлось проводить большую «антивотную» зачистку. Также не стоит в убеждающей речи употреблять слова-активаторы чувства тревоги, негатива там, где вы говорите о позитиве, о преимуществах. Сравните: «неплохо было бы изучить ораторское мастерство, чтобы не оказываться в проигрыше, не быть козлом отпущения для других» и «стоит изучить ораторское мастерство, чтобы всегда побеждать и быть лидером в жизни». Я думаю, этот пример хорошо иллюстрирует ответ, какие слова использовать стоит.

- Во время речи какие жесты приемлемы, а какие нет?

- Как и в случае со словами – есть понятие «жесты-паразиты». Это разные нервозные или просто привычные, но довольно назойливые движения, которые оратор может использовать неосознанно. Увы, они тоже мешают восприятию. Следует вычищать своё поведение, чтобы оно было чётким, отточенным до мелочей. Представляйте себя королём или королевой. Вы сразу почувствуете – многие почёсывания, поправления костюма, причёски становятся совершенно неуместными, когда вы находитесь на публике. Ясное дело, что жесты-заменители ненормативной лексики для публичного выступления не подойдут (по крайней мере, для деловой его формы). А вот указательные пальцы стоит использовать активнее. Указующие жесты – неизменный атрибут лидерского стиля.

- Три главных характерных признака аудитории.

- Скажу о трёх качествах аудитории: слушатели, настроенные в сторону эмоционального минуса – враждебная аудитория; нейтрально-холодная аудитория; в плюсовую сторону – горячая публика. Враждебный зал ведёт себя так, будто ему ваше выступление не нужно и даром. Такая аудитория готова саботировать оратора, препираться, спорить, даже открыто конфликтовать. Даже опытным ораторам я не желаю такой публики – с нею сложно совладать, и это всегда стресс. Холодная аудитория готова послушать, но вяло и без особого интереса. С таким залом работать гораздо проще. Как правило, в начале выступления зал всегда бывает холодным. Нужно греть. И тогда перед нами самая желанная для каждого выступающего публика – горячий зал. Здесь можно продвигать идеи, общаться, обсуждать, убеждать и мотивировать.

- Как заинтересовать слушателя, какими должны быть первые шаги к этому?

- Есть очень хорошая практика – зачин. Перед началом выступления рассказать историю, пошутить, сделать комплимент, поделиться какой-нибудь интересной информацией. «Здравствуйте, коллеги. Меня зовут Александр Рандэльф. Сегодня мы будем говорить об ораторском мастерстве. Или кто-то пришёл послушать о способах выживания антарктических пингвинов? Нет? Отлично. Кстати, по дороге сюда я зашёл в кафе и стал свидетелем интересной сцены. Один официант послушно и скромно принимал заказы у клиентов, а другой вступал в общение, шутил, по-дружески рекомендовал отведать интересные новинки. Как вы думаете, у кого из них были большего объёма и, соответственно, более богатые чаевые? Даже работая официантом в небольшом кафе, желательно владеть приёмами ораторского мастерства. К тому же, я убеждён, этот человек недолго будет официантом – у него интересное будущее». 

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати

Комментарии пользователей:
Написать комментарий
*
Неверно заполненное поле
*
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio