RSS

Городской портал госуслуг

  • вконтакте
  • facebook

По стопам Оттепели

Banner_Proba_pera-07.jpg
11:19 17.03.2017
yGDpidpsro4.jpg

Стажер Правительства Москвы
Стелла Хачатурова




«Каждое художественное произведение принадлежит своему времени, своему народу, своей среде…»
(Г.Ф.Гегель)

Моя профессия подразумевает комплексное рассмотрение политических процессов. Чтение политических трактатов, изучение политических программ и анализ политического лидерства – лишь часть того, что помогает мне познавать свое дело. Я не имею права оставаться в стороне от зеркала политики – искусства. Непременно надо изучать и анализировать то, как определенный политический процесс видели художники, режиссеры, писатели, архитекторы…
gJyZzjQ0SPY.jpg
Именно поэтому я не упустила возможность посетить выставку «Оттепель» в Третьяковской галерее на Крымском валу.

Признаюсь, что помимо исторических источников я довольно много читала художественной литературы этого периода. Так, вспоминается повесть Ильи Эренбурга «Оттепель», написанная по всем канонам социалистического реализма. Кроме основной сюжетной линии, описывая судьбу двух живописцев, писатель ставит вопрос о праве художника быть независимым от партийных установок.

Наиболее яркие произведения этого периода были ориентированы на участие в решении злободневных для страны общественно-политических вопросов – об отношении к сталинскому прошлому, о пересмотре роли личности в государстве. Дискуссии велись на предприятиях, в кругу друзей, на страницах печати. В обществе активно шел процесс освоения пространства открывшейся свободы, прощупывания и уточнения ее границ. 

Выставка охватывает период с 1953 года (объявление о первой амнистии политических заключенных) до 1968 (ввод советских танков в Чехословакию). Посетители могут наблюдать семь тематических разделов: «Разговор с отцом», «Лучший город Земли», «Новый быт», «Международные отношения», «Атом-космос», «Освоение», «В коммунизм!». Сразу обращу внимание, что придя сюда можно обнаружить не только произведения живописи и графики, но и скульптуры, предметы быта, образцы дизайна и даже фрагменты художественных фильмов! 

Проект объединил 500 работ из огромного количества музеев и частных собраний, я же приведу примеры того, что запомнилось мне больше всего. 
1.jpg
Знакомьтесь: «Проект секционной мебели для общей комнаты», представленный на 2-й Всесоюзной выставке-конкурсе в 1961. Выставка была закрытой, и проходила она в только что построенных домах района Хорошёво-Мнёвники. Принцип показа - интерьерный ансамбль жилой квартиры целиком, включая занавески, предметы декоративно-прикладного искусства, светильниками и т.д. Время прошло, и на этой территории сейчас проходит реконструкция пятиэтажного жилого фонда и его замена на современные комфортабельные дома!

Иду дальше. На одной из фотографий я увидела молодого мужчину в окружении невероятно красивых девушек-моделей. Это был известный всем нам молодой Вячеслав Зайцев, а выше висела еще одна фотография с надписью: «В.Зайцев в примерочной Общесоюзного дома моделей однажды на Кузнецком мосту. Вторая половина 1960-х». Напомню, что работая художественным руководителем экспериментально-технической швейной фабрики в Бабушкине, Зайцев создал коллекцию рабочей одежды для жительниц области и села. Тогда методический совет ее не принял, однако французское издательство «Пари Матч» рассказало о ней в статье «Он диктует моду в Москве». Прошло время и в 1967 году на Всемирном фестивале моды в Москве его платье под девизом «Россия» было отмечено Гран-при, после чего в западной прессе нашего модельера стали называть «Красным Диором».
2.jpg
Несомненно, больше всего меня впечатлила часть выставки «Лучший город Земли». Здесь не только наиболее четко и ярко передано настроение тех лет, свежие настроения и чувство грандиозных перемен, но и представлены замечательные творения. Так, сразу бросаются в глаза картины Ю.И.Пименова. 

С картины «Свадьба на завтрашней улице» начинается его серия «Новые кварталы», за которую художник впоследствии получил золотую медаль Академии художеств СССР. Это бытовая лирика с использованием приемов импрессионизма. Это веселые свадьбы, бурные новоселья, долгожданные свидания на фоне балок и цемента. Стройка превратилась в «хрущевки», а быт сформировал новое поколение, полное надежд и планов на будущее. Также запомнилась картина «Бегом через улицу», написанная в 1963 году. 
4.jpg
В этой части выставки также представлены полотна Ю.С.Злотникова «Витрина» и «Улица Горького», а также Б.З.Турецкого «Бампер Волги». Только взгляните как красочно и атмосферно!

Заслуживает пристального внимания и раздел «Освоение». Надо отметить, что в этот период у нашей страны наблюдалось два вектора развития. Изучение космического пространства и расщепление атома способствовали развитию вертикального вектора – ввысь и в глубину. А вот Антарктика, целина, геология и добыча нефти определили горизонтальный вектор. В пропагандистской кампании продвигалась романтика дальних странствий, стремление к росту и самостоятельности. Происходило массовое внедрение идеи героизма тяжелых трудовых будней на масштабных стройках (вспоминаем Братскую ГЭС, Иркутскую ГЭС, Новосибирскую ГЭС), на целинных землях Казахстана, в уральских и сибирских лесах. Туда приезжали большие группы художников, она стала темой для музыкальных и литературных произведений, нашла отражение в кино. В этой связи хочется показать читателю творение Н.И.Андронова «Плотогоны» (1960-1961).

Картина создана автором под впечатлением от пребывания в Куйбышеве, где художник был свидетелем последнего этапа строительства Волжской ГЭС. Фигуры плотогонов очерчены прямыми резкими линиями и написаны крайне обобщенно. Кстати, в качестве модели для женской фигуры Андронову позировала его жена Н.А.Егоршина. 
Здесь же запомнилось еще одно произведение искусства «Полярники», принадлежащее перу А.А.Смолину и П.А.Смолину. 
8.jpg
Тема полярников – неотъемлемая часть патриотического эпоса Оттепели. Героика заключается в повседневности существования в экстремальных условиях. Даже отдых полярников, изображенный на картине, воспринимается как следствие длительного и напряженного дня. Они не общаются, не обсуждают насущные проблемы. Это их основная работа.

Приятным удивлением был для меня большой экран в центре зала, где транслировались кинофильмы эпохи Оттепели. За время моего посещения показывали эпизоды из двух фильмов: «Июльский дождь» (1966 г.) и «Застава Ильича» (1964г.) режиссера М.М.Хуциева. 

…С большим увлечением я познакомилась с выставкой «Оттепель» и ощутила то самое веяние прошлого. Красной нитью проходит идея перемен, отказ от старых общественных порядков и бесконечное развитие во всем: в быту, в искусстве, в моде, в космосе… 

Уделите несколько часов своего времени и посетите этот островок истории! 
1_dVDbNm5tw.jpg

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати