RSS

Городской портал госуслуг

  • вконтакте
  • facebook

Старые вещи - хлам или искусство?

Banner_Proba_pera-07.jpg
18:41 23.05.2017
С.Майская.png


Именной стипендиат Правительства Москвы
Софья Майская



На днях одна моя подруга предложила мне сходить в музей современного искусства «Гараж». Это предложение меня заинтересовало. Честно признаться, до этого дня к современному искусству я относилась довольно скептически. «Разве могут эти непонятные скульптуры и эпатажные картины нести в себе какую-то культурную ценность?», - думала я. Толком ничего не зная о том, что меня ждет внутри и вооружившись только интересом и знающей много об искусстве подругой, я ринулась на встречу новым открытиям.

Здание музея находится в парке Горького.
гараж.jpg
Оно действительно похоже на гараж. Сначала даже отталкивает такая металлическая квадратная конструкция, однако если поддаться первому чувству, то можно многое упустить.

Прямо перед входом нас встречает инсталляция – длинная стена со множеством рисунков на одну тему - радуга. Экспозиция называется «Твой возраст и мой возраст и возраст радуги», а все рисунки выполнены детьми 4 -10 лет. Яркая палитра красок меня впечатлила, и мне захотелось узнать, что ждет меня впереди.
гараж2.jpg
Войдя в музей и купив билеты, мы отправились наверх по лестнице, сгорая от нетерпения увидеть, что же это за фрукт такой – современное искусство.

Первым экспонатом, встретившим нас, была витрина в форме полукруга, на которой находились сотни маленьких вещей, кажется, совсем обычных: кусок старой заколки, уголок от пакета молока, узорчатый осколок стекла, яичная скорлупа, веточка и другие. Также там были крохотные лепесточки цветков, камушки и песчинки. Мы редко обращаем внимание на мелочи, но каждую из них хочется рассмотреть поближе – эти мельчайшие детали начинают привлекать ваше внимание и спустя 15 минут вы можете вдруг осознать, что все время смотрели на заржавевшую скрепку. Даже в небольшом предмете можно увидеть прекрасное.
гараж4.jpg
Особенность современного искусства в том, чтобы находить неординарные подходы к обычным вещам и явлениям.

На самом деле, когда только входишь на выставку, появляется ощущение, будто совершенно не понимаешь, что происходит вокруг. Вот висит лыжник в пальто, напоминающий инспектора Гаджета из одноименного мультфильма. Вот представлена какая-то непонятная экспозиция – что это? Ванна в каркасе кровати? Ванна-кровать? Зачем это нужно и что хотел сказать художник? А затем оказывается, что это соорудил человек, не имеющий никакого отношения к искусству. В этой части зала находится выставка экспонатов, собранных по всей России. Это не просто творческие изваяния, а настоящие изобретения обычных людей, которые применяют эти странные на первый взгляд предметы в своём быту. Но как, спросите вы, можно использовать ванну-кровать? А очень просто! Наверняка вы бывали когда-нибудь на загородном участке - даче с клумбами и огородом, и, должно быть, видели ванны, которые дачники используют для полива огорода. У меня самой на даче такая стоит. Но для чего ванна находится в каркасе кровати? «Как… Ну вот была старая кровать, привезли ванну. Вот она стоит и используется в качестве емкости для полива. Для того чтобы она на земле не стояла не гнила», - просто отвечает сам изобретатель данной конструкции. Просто, нужно и неординарно.

А вот другой экспонат. Как думаете, что это?
гараж7.jpg
Кусок шины на веревке? А вот и нет – это приспособление для ловли улиток. Шина опускается в воду, улитки ползут к ней, прилипают и их достают из воды.

Изучая каждую инсталляцию, начинаешь понимать, что современное искусство заставляет нас задуматься над предназначением того или иного предмета, над тем, что хотел сказать или передать этим автор. Честно признаться, я частенько сдавалась после пяти минут размышления над экспонатами и в таких случаях обращалась к специальной книжке-гиде. Прочитаешь об экспонате, взглянешь на него еще раз – и он открывается для тебя заново, под другим углом. Это очень интересно!

Как ни странно, «дыра» тоже часть инсталляции. Что бы это могло значить?
гараж10.jpg
В конце выставки нас ждал закоулок, стрелкой приглашающий пройти в довольно пугающую тёмную комнату. Перед входом стояла табличка, которая гласила: «Просьба находится в комнате с экспонатом не менее минуты». Это меня заинтриговало.

Мы вошли в комнату, и перед нашими глазами предстала изумительная картина: на полу расположилась инсталляция ночного мегаполиса. Он расстилается далеко вдаль: речка, виднеется стадион, строительные краны. А как красиво выглядит в темноте флуоресцентная краска – и правда настоящие огни большого города! Налюбовавшись видом ночного мегаполиса и забыв то, о чём просила нас предупреждающая надпись на табличке, я уже хотела выйти из комнаты, как вдруг она начала освещаться. Первая мысль – должно быть что-то сломалось, но не тут-то было. Того, что мы увидели дальше, я совершенно не ожидала. Представьте: наслаждаешься красотой экспоната, включается свет, и вдруг осознаешь, что смотришь на пустые банки, коробки и пакеты, то есть на то, что мы привыкли называть мусором. Эта инсталляция шокировала меня больше всех остальных. Долго потом я стояла, смотрела на пленяющий пейзаж города в темноте и осознавала тот факт, из чего он был сделан.
гараж11.jpg
Последний экспонат, который нам довелось увидеть, относится к направлению «сайнс-арт». О нём я услышала впервые. Эта работа называется «Точка доступа» и представляет собой соединение оптических технологий с технологиями дополненной реальности. Качество картинки, которую вы можете видеть на планшете, напрямую зависит от состояния травы. Конструкция, напечатанная на 3D принтере отображается в зеркале на цилиндре как Башня Татлина. Посмотрев на планшет, вы увидите дополненную реальность Петрограда 20-х годов – памятник III

Интернационалу, который так и не был построен. Как нам рассказали, идея экспозиции заключалась в том, чтобы показать, что без должного ухода, даже такой монументальный памятник может искривиться или рухнуть, что уж говорить о траве.
гараж13.jpg
На этом наше путешествие по современному искусству закончилось. На обратном пути я решила спросить у работников музея, что делает его таким особенным. «Гараж осваивает новые методы работы с публикой. Акцент делается на вовлечении зрителей в процесс творческого взаимодействия», - с гордостью заметил сотрудник. Пройдя по всему музею, я действительно как будто не только окуналась с головой в новый мир культуры, но и была его участником – мне удалось подумать над разгадкой смысла многих инсталляций, почувствовать себя своего рода культурологом и исследователем искусств.

Мне очень понравился «Гараж». После посещения музея не было чувства перенасыщения. Я очень вдохновилась работами, представленными здесь, и поняла, что каждый может найти здесь что-то своё.

Как мне кажется, современное искусство направлено на то, чтобы нас поразить. Ведь ко многим вещам мы уже привыкли, многое видели по телевизору или в интернете. Мы считаем, что нас больше ничем не удивить. И именно здесь вступает так называемое «актуальное искусство». Изощрёнными способами оно старается произвести на нас огромное впечатление. Считаю, что в отношении меня ему это удалось. Моё скептическое отношение к нему полностью поменялось.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати